Cамоучитель по музыке. Помощник начинающему музыканту.
























































































Популярные музыкальные термины


Квартет

(от лат. quartus — четвертый) — 1. Ансамбль из четырех ис­полнителей — певцов или музыкантов. По составу квартет может быть однородным (мужской, женский, струнный смычковый, деревянный духовой, медный духовой и т. д.) и смешанным (сопрано, альт, те­нор, бас; две скрипки, альт, виолончель; фортепиано, скрипка, альт виолончель и т. д.). В состав квартета могут входить как разнотипные, так и однотипные инструменты (напр., струнные и духовые). 2. Музы­кальное произведение для четырех исполнителей с самостоятельной партией у каждого. К образцам квартета относятся инструментальные квартеты И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена (написанные, как правило, в форме сонатного цикла), Ф. Шуберта, Э. Грига, А. Бородина, К. Дебюсси, М. Равеля, Б. Бартока, Д. Шостаковича, для четырех баянов — Е. Юцевича и др.; вокальные квартеты — И. Гайдна, Ф. Шубер­та, И. Брамса, Д. Верди. Широко известны квартеты из опер, ораторий, реквиемов, месс и т. д.


Темпестини (Tempestini)

Клаудия, род. в 1940 в Милане; итальянская гитаристка, дочь и ученица Амлето Темпести­ни, начала выступать как «вундеркинд» в 9 лет и находила признание выдающихся мастеров гитары. T. давала сольные концерты и в дуэте со своим отцом. Позднее стала актрисой на итальянском телевидении.


Ат­рео (Atreo)

Омар, род. 24.9.1945 в Мон­те­ви­део; уруг­вай­ский ги­та­рист, жи­вет в Ар­ген­ти­не; пер­вые уро­ки иг­ры на ги­та­ре по­лу­чил у Ма­рии Луи­зы Ани­до. Уже в 10 лет со­стоя­лось его пер­вое пуб­лич­ное вы­сту­п­ле­ние. A. иг­рал на ги­та­ре A. Тор­ре­са, из­вест­но­го изо­бре­та­те­лю но­вой мо­де­ли ги­та­ры, в свое вре­мя соз­да­вав­шей­ся и при­над­ле­жав­шей Фр. Тар­ре­ге. С 1957 г. он по­сто­ян­но да­ет кон­цер­ты в Ар­ген­ти­не, Уруг­вае и дру­гих стра­нах Ла­тин­ской Аме­ри­ки. A. по­лу­чил ог­ром­ное при­зна­ние так­же в СССР, где он да­вал кон­цер­ты в Мо­ск­ве, Ле­нин­гра­де, Тби­ли­си и Ере­ва­не. В его ре­пер­туа­ре, на­ря­ду с со­чи­не­ния­ми Ра­мо, Д. Скар­лат­ти, И. С. Ба­ха, Мо­цар­та, так­же и со­вре­мен­ные про­из­ве­де­ния Вил­ла-Ло­бо­са, Бар­рио­са, Ани­до, На­вар­ро и др.


аккорд

Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков; нахмуря бровь,
Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды...

Не правда ли, всем хорошо знакомы эти строки из <<Евгения Онегина>> (не раз
на страницах этой книжки вы встретите цитаты из бессмертных пушкинских
творений. Ведь его стихи -- сама музыка!). А приходилось ли вам
задумываться, что, собственно, звучало под пальцами юного поэта?

Аккорд -- слово, происходящее от итальянского accordo (согласие) --
означает сочетание трех или более музыкальных тонов различной высоты,
звучащих одновременно. Но не всякое звукосочетание является аккордом. Если
вы подойдете к роялю и двумя руками нажмете первые попавшиеся клавиши, то
скорее всего аккорда не получится, выйдет беспорядочное сочетание звуков. В
аккорде же звуки располагаются определенным образом: чаще всего так. чтобы
их можно было записать через одну ступеньку друг от друга, по интервалам,
которые называются терцией (что такое интервал, посмотрите в рассказе о
нем).

Если в созвучии встречаются тоны, не укладывающиеся в так называемое
терцовое расположение, их определяют как неаккордовые. При этом
безразлично, в каком месте клавиатуры вы нажмете клавиши. Можно извлечь
один звук в самом басу, другой -- в середине клавиатуры, а третий вверху.
Или -- один звук сыграет контрабас, второй и третий -- две флейты. Конечно,
расстояние окажется намного больше терции. Но это созвучие все равно будет
аккордом, если, собрав все звуки как можно ближе, в одну октаву, вы
получите расположение <<через ноту>>.

Есть еще одно значение слова <<аккорд>> -- это полный набор струн для
какого-нибудь музыкального инструмента. Так, в магазинах продаются гитарные
или скрипичные аккорды.


рефрен

Сохранилось предание, что в Древнем Риме один из членов Сената
каждое свое выступление, на какую бы тему оно ни было, заканчивал словами:
<<Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен>>. Эти слова
можно определить как неизменный рефрен всех его речей.

Что же такое рефрен (по-французски refrain -- припев)? Так принято называть
раздел музыкального произведения, который совершенно без всяких изменений
повторяется не меньше трех раз. Синоним рефрена -- припев в песне. Само же
слово <<рефрен>> применяется, как правило, по отношению к форме рондо,
которая ведет свое происхождение от куплетной песни.

Не нужно путать рефрен с репризой. Они похожи, но реприза, хотя и звучит
как повторение экспозиции, иногда является повторением неточным и, кроме
того, не образует трехкратного повторения.


капельмейстер

В XVIII веке крупные аристократы часто заводили у себя
целый штат музыкантов -- оркестр, хор, солистов-певцов. Такой штат тоже
стал называться капеллой (см. о капелле предыдущий рассказ), а его
руководитель -- капельмейстером. Например, композитор Гайдн больше тридцати
лет прослужил капельмейстером в капелле князя Эстергази.

Первоначально обязанности капельмейстера были очень разнообразны. Он должен
был не только руководить всеми музыкантами, подбирать репертуар и сочинять
музыку, но и следить за состоянием музыкальных инструментов, за нотной
библиотекой, давать уроки пения, в общем заниматься всем, что соблаговолит
поручить ему господин.

Со временем у капельмейстера остались преимущественно дирижерские
обязанности. Еще позднее руководителя симфонического оркестра
капельмейстером называть перестали: этот термин относился до недавнего
времени только к дирижерам военного духового оркестра. Теперь же это звание
совсем вышло из употребления.


саксофон

Изобретенный в 1841 году саксофон входит в число деревянных
духовых инструментов, хотя делается из металла -- серебра или особого
сплава. По звучанию да и по форме он похож на кларнет, особенно -- на
бас-кларнет. Тембр его напоминает также английский рожок и, отчасти,
виолончель. Свое название саксофон получил от имени изобретателя --
бельгийского мастера Адольфа Сакса.
Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно его
стали вводить в оперный и симфонический оркестры. Он звучит в опере Массне
<<Вертер>>, в музыке Бизе к драме <<Арлезианка>>. В <<Болеро>> Равель
использовал целых три разновидности саксофона -- сопранино, сопрано и
тенор. Рахманинов поручил саксофону соло в первой части <<Симфонических
танцев>>. Существуют для саксофона и концертные произведения -- Рапсодия
для саксофона с оркестром Дебюсси и Концерт для саксофона с оркестром
Глазунова.

Полноправным членом симфонического оркестра саксофон так и не стал. Зато в
XX веке его вибрирующий, выразительный и страстный звук привлек внимание
джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза.


Энценшпергер

(Enzensperger), Бернгард, жил в 1-ой половине XIX в.; австрийский скрипичный мастер, потомок из­вестной семьи венских скрипичных мастеров. На основе его учебы к акустике инструментов он позволял в 1831 г. ори­гинально построенной гитаре, так называемой акустической гитаре патентовать. Сын Бернгард Э. (1828-1896) получил образование у различных известных немецких скрипичных мастеров и после смерти своего отца перенял его мастер­скую в Вене. Построенные им инструменты гитар получали многочисленные международные цены и награждения на выставках инструментов.


Романс

(исп. romance) — 1. Одноголосное вокальное произведение с ин­струментальным сопровождением. Романс получил особое развитие в твор­честве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ш. Гуно, Ж. Массне, М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова и др. 2. Название инструментальной пьесы напевного, мелодического характера (напр., романс из музыки Д. Шоста­ковича к кинофильму «Овод»). Примеры романса наблюдаются в творчестве И. С. Баха. И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа.


буквенное обозначение звуков

Вы, конечно, знаете, как называются семь
основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако названия эти
появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе
для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся
тогда в пении звуков -- ля -- стали называть первой буквой латинского
алфавита -- A. В восходящем порядке звуки располагались так: А (ля), В
(си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась
необходимость петь не только си-бемоль, но и более высокий звук, си, его
назвали следующей буквой -- Н.

Для обозначения альтерированных звуков (если вы забыли, что такое
альтерация, прочтите о ней на странице 8) стали применять слоги is
(повышение на полтона) и es (понижение). Таким образом, звук до-диез в
буквенном обозначении cis, а ре-бемоль -- des; звук соль-дубль-диез --
gisis, а соль-дубль-бемоль -- geses. Исключение составляют ми-бемоль,
ля-бемоль и си-бемоль. Они, соответственно, обозначаются через es, as и b.
С буквенными обозначениями можно встретиться, слушая концерт; часто
исполняемое произведение объявляют так: Соната cis-moll, Полонез As-dur,
Мазурка a-moll... Dur здесь означает мажор, moll -- минор. Таким образом,
cis-moll -- до-диез минор, As-dur -- ля-бемоль мажор. При буквенном
обозначении мажорные тональности принято писать с заглавной буквы, а
минорные -- со строчной.


Карозьо (Carosio)

Эрменеджильдо, род. в 1866 г. в Алессандрии, ум. 18.5.1928 в Алессандрии; итальянский гитарист и композитор, автор ряда танцев и песен в сопровождении фортепьяно и небольшого оркестра. Наибольшую часть сво­его композиционного творчества посвятил мандолине и гитаре. Его миниатюры для гитары издавались в качестве нот­ных приложений к журналам “La Chitarra” и “IIPlettro”.


Бортолацци (Bortolazzi)

Бартоломео, род. в 1773 г. в Венеции, ум. ок. 1840 г.; итальянский гитарист и мандолинист. Как виртуоз игры на обоих инструментах давал концерты в Англии и Германии, долгое время жил в Вене, где он давал концерты вместе с известным пианистом и композитором Я. Н. Гуммелем. Б. опубликовал несколько сочинений для гитары соло (фантазии, вариации и т.д.), а также для гитары в сопровождении других инструментов. Автор учебного по­собия «Новые и основательные занятия для обучения игре на гитаре».Сын Б., Бартоломео (род. в 1803 г., ум. ?), также был гитаристом и уже в возрасте 8 лет выступал в качестве концертирующего солиста. Последний сочинял произве­дения для гитары; кроме того, переделал и расширил школу своего отца, которую он издал в изд. Хаслингера (Haslinger) в Вене.


Какофония

(от гр. kakos — дурной, и phone — звук) — сумбурное, хао­тическое сочетание звуков, производящее антиэстетическое впечатле­ние. Некоторые представители авангардизма сознательно используют. какафонию («звуковые гроздья» у Г. Коуэлла и Д. Кейджа). Впечатление какафонии может возникнуть и из-за несоответствия музыкального опыта слушателя и структуры музыки.


динамические оттенки

Музыкальные термины, которые определяют степень
громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от
греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука). В нотах вы,
конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это --
сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся
полностью, произносятся и переводятся:

* pp -- pianissimo (пианиссимо) -- очень тихо;
* р -- piano (пиано) -- тихо;
* mp -- mezzo piano (меццо пиано) -- умеренно тихо, немножечко громче,
чем пиано;
* mf -- mezzo forte (меццо форте) -- умеренно громко, громче, чем меццо
пиано;
* f -- forte (форте) -- громко;
* ff -- fortissimo (фортиссимо) -- очень громко.

Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp
(пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают
очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко.

Знак sf -- sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или
аккорда.

Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо)
или значок указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc.
(крещендо), или значок -- указывают, напротив, что нужно постепенно
усиливать звук.

Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) --
мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в
других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и
ослаблять его, ускорять или замедлять движение.

Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) -- замирая. Такое
определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно
тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) -- приглушая, замирая,
ослабляя звучность и замедляя темп.

Вы, наверное, не раз слышали пьесу <<Ноябрь>> из цикла <<Времена года>>
Чайковского. Она имеет подзаголовок <<На тройке>>. Начинается не очень
громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет,
ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод,
более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на
фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни -- то тихая
(р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали ,
постепенно истаивающая.


сурдина

Быть может, вам приходилось слышать выражение -- <<под
сурдинку>>? Так говорят о чем-то, что сделано тихо, незаметно, так, чтобы
не обратить на себя внимания. Откуда же пошло это выражение? Из музыки, от
принадлежностей музыкального инструментария.

Французское слово sourdine происходит от итальянского sordino, sordo --
глухой, глухо звучащий. Сурдина -- это специальное приспособление, которым
в музыкальных инструментах приглушают звучность, слегка изменяют тембр.
СУРДИНЫ ДЛЯ СТРУННОГО (СЛЕВА) И ДУХОВОГО ИНСТРУМЕНТОВ
У разных инструментов сурдины бывают разной формы и сделаны из разных
материалов. Сурдина для струнных инструментов -- это деревянный,
пластмассовый или металлический гребешок, который надевается на подставку.
Когда применяется сурдина, звук становится слабее, а тембр -- не таким
насыщенным, как обычно -- словно призрачным.

У духовых инструментов -- трубы, тромбона и валторны -- сурдина делается из
дерева, алюминия или папье-маше в форме груши. Она вставляется в раструб.

У литавр роль сурдины выполняет кусок ткани, который кладут сверху, а у
фортепиано -- модератор: приспособление, опускающее на струны полоску сукна
или тонкого войлока.

Когда требуется играть с сурдиной, композитор помечает в нотах: con
sordino; если сурдину нужно убрать, пишется: senza sordino.


фагот

Вспомним еще раз музыкальную сказку Сергея Сергеевича Прокофьева
<<Петя и волк>>, о которой говорилось в рассказе, посвященном лейтмотиву.
Всех персонажей этой сказки изображают различные музыкальные инструменты:
кларнет, гобой, струнные... Прокофьев подбирал для характеристики каждого
персонажа тембр, который ярче всего его рисует. Роль дедушки в музыкальной
сказке <<исполняет>> фагот.

У дедушки, наверное, должен быть низкий ворчливый голос (пожилые люди любят
поворчать на своих внуков!), может быть, немножко хриплый. Фагот как нельзя
лучше подходит к этой роли.

Появился фагот в начале XVI века, а с конца XVII века стал постоянным
участником оркестров и духовых ансамблей. В современном виде он существует
с начала XIX века. Фагот -- самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов (еще
ниже него звучит только контрафагот). Трубка, в которой заключен воздух,
очень длинная, а поэтому играть на ней, как на флейте или кларнете, было бы
невозможно. Выход нашелся: трубку <<сложили пополам>>. Диапазон фагота --
от си-бемоль контроктавы до ми второй октавы, тембр густой и грубоватый в
нижнем регистре. Очень быстрые, технически сложные пассажи на фаготе играть
трудно. Но все же фагот достаточно подвижен. Нередко исполняемая на нем
мелодия в быстром движении производит комическое впечатление.
Юмористический характер звучания у фагота отрывистых нот -- стаккато --
чудесно использовал Глинка для характеристики трусливого поклонника Людмилы
Фарлафа в опере <<Руслан и Людмила>>: в сцене встречи Фарлафа с колдуньей
Наиной чередующееся стаккато двух фаготов передает его трусливую дрожь.

Но иногда фагот звучит трагически. Так, на фоне контрабасов, скорбную
сосредоточенную мелодию играет фагот соло в начале Шестой симфонии
Чайковского. И в симфониях Шостаковича фагот драматичен, патетичен, а
иногда -- весел или задумчив.

Контрафагот очень похож на фагот по тембру. Звук его полный, немного
хриплый. Диапазон по сравнению с фаготом сдвинут на октаву вниз.
Применяется он, как правило, для усиления басовых голосов оркестра.























































































© Учитель музыки